Суббота, 18.08.2018, 03:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр Современной Педагогики "Обучение без границ" (Монреаль, Канада)

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2014 » Июль » 10 » ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА – «БЛИЖНЯЯ» И «ДАЛЬНЯЯ» ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ
00:12
ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА – «БЛИЖНЯЯ» И «ДАЛЬНЯЯ» ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА – «БЛИЖНЯЯ»  И  «ДАЛЬНЯЯ» ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ

Разговор наедине с собой

«Ближняя» зона действия БАК-2014, PISA и Кодекс образования

Результаты  на лицо: половина выпускников не соответствовали требованиям БАКа и только 1500 выпускника получили выше 8 баллов. Как это выглядит со стороны?

Любой экзамен в образовании – это оценка деятельности  ученика и  системы образования.

Следует отметить, что Министерство образования Молдовы, с одной стороны, достигло поставленную цель – БАК прошел под  «зорким глазом» видеокамер  с максимальным режимом полицейского надзора.  К.П.Д. на лицо!!!

С другой стороны, качество образования. Министерство само себе и всему социуму доказало, что его деятельность заслуживает ЖИРНУЮ ДВОЙКУ. В цивилизованном мире  при таком положении в образовании – Министерство должно подать в  отставку.

Республика Молдова, как и все постсоветские страны  когда-то гордилась   уровнем  образования, кое-кто и сейчас продолжает считать его «лучшим в мире»?

Диплом  в современном мире «не кормит», и поэтому, не взирая на то, диплом какой страны имеешь, какие ученые степени и звания на «погонах», -  следует учиться и учиться  на протяжении всей жизни.

Действительно, в далекие 60- годы ХХ-го  века СССР был лидером в образовании в мире, но сейчас  за окном новый век и «новые песни придумывает  жизнь»:

  • знаниевая педагогика уступает место компетентностной педагогике;
  • учитель уступает гностическую функцию кибернетике и информационным технологиям?!;
  • Министр брал тетрадь и каждую неделю приходил в школу,  посещал школьный урок и проводил его анализ  с учителем «тет-а-тет», а сейчас - Министром можно быть, не имея вообще профильного образования?!;
  • деятельность Министерства Молдовы оценивалось в союзном поле, а  сейчас Министерство само оценивает свои результаты, само под себя пишет законодательные документы, т.е. является «и командиром, и  начальником штаба», даже общественные организации не могут попасть в кабинет Министра - высший уровень «демократии» (представителям Ассоциации сравнительной педагогики было отказано во встрече?!)  и т.д. ?!

Создается впечатление,  что фразы типа «лучшее образование в мире», «худшее образование в мире»   стали «призраками», которые бродят  на уровне педагогической общественности, Министерских чиновников и в политической  элите для ораторского словца?

Но, во–первых, существует аксиома: «хорошее образование  является зеркалом уровня жизни населения в стране»;  во-вторых, – данные Международных исследований дают полную количественную картину национальной системы на международном уровне. Учащиеся Молдовы являются отстающими по чтению, математике и наукам, согласно исследованию PISA 2009+. В этом рейтинге, охватывающем 74 страны, Молдова занимает 59-е место по математике, 57-е место по наукам и 65-е место по чтению. Вместе с тем с 2000 по 2012 годы Молдова добилась очень скромного прогресса по индексу образования, рассчитываемому Программой развития Организации Объединенных Наций, с 0.676 до 0.714. Для сравнения, за те же годы Румыния прогрессировала с 0.722 до 0.821, Украина – с 0.775 до 0.860, Словакия – с 0.807 до 0.870.

Извечный вопрос -  Что делать?

Не пытаться модернизировать систему образования, а взять на себя ответственность за проведение реформы в образовании, отказавшись  от линейного мышления в пользу трехмерного мышления

Может новый  КОДЕКС (если будет принят Парламентом) откроет двери реформам в образовании?

К сожалению, Кодекс, который по духу времени и научном прогрессу соответствует   далеким 50-м прошлого века, вряд ли  сможет  ответить провокациям  соременности –провокациям  глобализации. Да, предложенный Кодекс «напичкан» в начале  современными словами, и под этим «соусом» далее нафталинная старая  система образования, с четкой схемой  уже законодательной свободы чиновников от образования различных рангов   с учетом их личных интересов?!

«Дальняя» зона  действия

В социальной сети 7 июля с.г. Министр образования  поделилась «лоцманской картой реформы образования» и очертила курс  образования Молдовы? 

Можно пожелать только попутного ветра «очередным моисеям Молдовы»?! Но, к сожалению, эта декларируемая реформа – плохой вариант модернизации существующей системы, с оглядкой на 10-12 лет назад (возможно, это  связано с «исторической близорукостью», ведь если посмотреть глубже, то это «дежавю») в стиле  линейного мышления:

  • слабая подготовка учительского состава (а какой ей надо быть, никто не знает и не может предложить, как решить ситуацию?!);
  • слабая мотивация учащихся (при столь отсталой системе оброзования, когда страна по формированию функциональной грамотности далеко в аутсайдерах на международной арене, сетовать на мотивацию равносильно, что ждать «с моря погоды»);
  • низкий уровень компьютеризации школ  и, почему-то, это проблема волновала и волнует всех Министров (г. Гримальский первым сумел растратить большие деньги и не решить данную проблему);
  • перейти на компетентностное обучение, а ведь еще  в 90-х годах  лицей П.Хаждеу, лицей М.Витязу и др. реализовали проект по формированию компетенции «уметь учиться», (данный опыт применяется в ряде школ Казахстана);
  • пересмотреть куррикулум и изменить программы (современный педагогический мир давно вышел из куррикулумного поля и работает над кросс-куррикулами). Для реформы образования не следует менять содержания, т.е. программы  (карту дорог), а менять транспорт - перейти от знаний (гужевого транспорта) к компетенциям  (современным автомобилям).

Линейное мышление характерно для ситуации «рыбалки на бегемота», когда рыбак  пытается одной  маленькой удочкой поймать и  вытащить  бегемота из болота. Как забава – это здорово, как результат – это просто потеря времени. Так как  в этом случае не обойтись  без трехмерного мышления (3D мышления), т.е. надо подцепить бегемота за три точки (как минимум).

Почему Министр  г.Санду отдает предпочтение этому курсу?

Министерство образования унаследовало путь  проектов  для образования  и команды, «успешно» их реализующие, и это позволяет выигрывать гранты и проекты, финансируемые  ЕС и Всемирным Банком. Но, за  последние 20 лет, ни один проект не дал ожидаемых результатов. Ярким примером являются проекты по модернизации системы ПТО, в которую инвестировано уже  несколько миллионов долларов. В результате, была разрушена трехступенчатая поливалентная  школа, и участники проекта (иностранные эксперты и местные менеджеры и специалисты, с меркантильными интересами) перевели ПТО в поле 1960 г.?! Система ПТО (1960) сохранилась в  России, и  вот «результаты» – в 2013 г. из 54 стран, участвующих в международном конкурсе рабочих профессий, - 54-ое место. Сейчас Россия, Казахстан, Украина изучают методологию проектирования оккупациональных стандартов, разработанную молдавскими учеными в 1990-х годах. А Молдова? В рамках очередного проекта, который сейчас реализуется, тоже изучила методологию (только лишь в 2013 году)  и решила, что  1960 год более премлем для страны,  и Министерство предложило  профессиональные стандарты   нового поколения  модели 1960 г.?!

Вместо заключения! 

  1. Реформа образования не требует  больших финансовых затрат, а требует команду высококвалифицированных специалистов на всех уровнях и из различных  областей науки, практики и менеджмента с чистой совестью, моральными ценностями, с высокой степенью самооценки  и без меркантильных интересов и амбиций,  без «карманных экспертов», денежных откатов от проектов и др. манипуляций.
  2. Реформа образования  требует не  амбициозных, самодовольных  менеджеров, использующих  один информационный канал (внешних  экспертов с личными интересами в сопровождении «хора местных карманных экспертов», которое вторят «одобрям-с»  любым амбициям  менеджера), а менеджера, который умеет из поливариантного поля  предложений профессионалов  с различными подходами и взглядами выбрать одно, которое наиболее релевантно духу времени и прогрессу, и   взять на себя полную ответственность за принятое решение.
  3. Реформу образования должны  возглавлять менеджеры–профессионалы в области инженерии образования  с навыками стратегического планирования,  а не любители менеджеры-временщики  с партийным бонусом.

Рудик Г.А., профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, PhD,
директор Центра Современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада),
Сопредседатель Ассоциации сравнительной педагогики  (Республика Молдова).

Просмотров: 585 | Добавил: gheorghe_rudic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz