Четверг, 16.08.2018, 23:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр Современной Педагогики "Обучение без границ" (Монреаль, Канада)

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2012 » Октябрь » 8 » ПЕДАГОГИКА ХХI–го ВЕКА: СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
15:39
ПЕДАГОГИКА ХХI–го ВЕКА: СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

П Е Д А Г О Г И К А  ХХI–го ВЕКА
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РУДИК Г.А., профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, директор Центра Современной Педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к статье (скачать):

Рамочные координаты системы непрерывного обучения педагогических кадров (СНОПК) в условиях глобализации

В настоящее время в материалах ЮНЕСКО (1), в документах ЕС (2) научной и педагогической литературе (3,4) подробно очерчены рамочные координаты глобального образования. Рамочные координаты СНОПК определялись нами на основе координат глобального образования, а также, используя эйнштейновскую «теорию пространства относительно времени» (5) и квантовую психологию Уилсона (6), который пишет, что «вместо переживания боли, одиночества, разочарования, или отделенности как абсолютных самостоятельных состояний, можно приобрести постоянно живущее чувство большего целого, того как, словами физика Дэвида Бома, "все соединено со всем остальным"».

В этом контексте ПРОСТРАНСТВО можно описать через метасистемный анализ комплекса систем, руководствуясь научным прогресса в указанных системах:

  • философия – глобальное образование;
  • экономика – современные рыночные отношенеия и менеджмент;
  • педагогика – компетентностный подход в педагогике;
  • психология – экологическая теория развития личности и квантовая психология;
  • физиология – физическое и энергетическое тело;
  • кибернетика и информатика - современные технологии и расширение человеческих возможностей.

ВРЕМЯ описывается реалиями 21-го века – Эпохой глобализации.

Когда "наука о доме" (экология в широком понимании - наука о доме Земля) и наука о "ведении домашнего хозяйства" (экономика) сольются и когда предмет этики расширит свои границы и включит наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности своего времени, тогда мы на самом деле сможем утверждать,что система образования готовит учащиегося к ЖИЗНИ и можем быть оптимистами относительно будущего человечества ( 7).

Таким образом, с одной стороны, Педагог 21-го века не может жить и готовить к жизни учеников без учета координаты ВРЕМЯ, а с другой стороны, это требует от него быть постоянно энтузиастом, новатором и борцем. Это сложное состояние убедительно описал еще в 15 веке Николло Макивелли: «Нет ничего труднее, опаснее и неопределённее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому (9).

Установленные рамочные координаты позволяют определить социальный заказ на личность в современном мире – системообразующую составляющую в общей Педагогике 21-го века и базис для составления Портрета современного педагога...

На основе вышеизложенной методологии определены требования к профессиональным компетенциям Педагога 21-го века:

  • знать и руководствоваться ценностями эпохи глобализации;
  • уметь готовить учащихся к интеграции в современный мир;
  • уметь реализовать компетентностный подход в обучении;
  • быть самостоятельнным, выносливым и ответственным;
  • уметь на уроке рационально использовать левое и провое полушарие обучающихся;
  • уметь формировать в классе обучающую среду, которая позволяет каждому ученику реализовать максимально свой интеллектуальный, творческий и духовный потенциал;
  • уметь подерживать на высоком уровне внутреннюю мотивацию к непрерывному обучению;
  • иметь чувство юмора и позитивное настроение;
  • быть оптимистом;
  • обладать комплексной функциональной грамотностью;
  • быть политически, экономически, юридически, технически, социально и экологически компетентным;
  • иметь устойчивый интерес к обучению, то есть, к самой жизни в координатах своего времени;
  • быть готовым бороться за внедрние социального и научного прогресса, введение «нового порядка вещей»;
  • быть готовым отстаивать демократические начала в обществе.

Современная система непрерывного обучения педагогических кадров

Рамочные координаты СНОПК позволяют получить ответ на вопрос - ЧТО ДЕЛАТЬ? Ответ на вопрос «КАК ДЕЛАТЬ» можно определить при анализе связи систем «педагогика - экономика/ менеджмент».

Лучшие умы человечества веками связывали огромные надежды с просвещением народа. В наше время эта гуманистическая идея приобрела особое значение. С изменением содержания профессий, перестройкой профессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсем иная общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы, иной тип квалификации. Страна, не обладающая системой образования, способной своевременно подготовить высококвалифицированные кадры, обречена на отставание.

На Западе крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75-85% всех категорий персонала. Один из докладов фонда Карнеги назван «Классы корпораций: обучающийся бизнес». По данным авторов доклада, американские корпорации расходуют на образование и профессиональную подготовку своего персонала не менее 60 млрд. долл. в год. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность. Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, ибо (по опыту американских фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. дол. (10).

На переподготовку персонала японские предприятия ежегодно расходуют суммы, равные 10-12% фонда заработной платы. Обучение рассматривается как важная часть трудовой деятельности (11).

В Республике Молдова на повышение квалификации педагогических кадров выделяется менее 1% от бюджета на образование.

Современный педагог, как и специалист в любой сфере деятельности, должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, а представлять себе, социальные и культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу — так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые на Западе объединяются новым понятием «социальная квалификация». (12)

Теоретическим обоснованием подхода к оценке и расчету вложений в обучение персонала является теория «человеческого капитала» (13). Согласно этой теории знания и квалификация работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — как инвестиции в него. Поэтому обучение внутри организации, ориентированное на корпоративное непрерывное обучение всего коллектива считается одной из основных форм создания человеческого капитала в организации.

Современная СНОПК должна обеспечить жесткую увязку с подготовкой обучаемых к жизни в новых экономических и социальных условиях, требует активного поиска новых форм и методов непрерывного обучения педагогов на протяжении всей жизни. Основными требованиями к СНОПК являются:

  • увязка обучения с требованиями Времени и научного прогресса;
  • гармония между индивидуализацией , гибкостью обучения и корпоративным обучением, ориентированным на реализацию стратеги программы развития учебного заведения;
  • циклическая педагогическая модель в СНОПК: «знать – уметь делать – уметь жить – УМЕТЬ БЫТЬ»;
  • системная организация методической работы в школе, ее гибкость, инновационность и адаптивность;
  • изменение содержания в СНОПК (от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной парадигме), применение активных методов обучения и возможностей современных информационных технологий;
  • децентрализация и демократизация, с делегированием ответственности за результат на менеджеров образовательных учреждений;
  • создание в образовательной учреждении индивидуальной сети формального, неформального и внеформального обучения, которая позволяет сформировать самообучающуюся организацию на основе менеджмента знаний.

Успешная фирма - это самообучающаяся организация, представляющая собой коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на постоянное наращивание компетенции, саморазвитие во имя достижения организационных и личных целей. Этот тип организации характеризуют следующие качества:

  • единые (современные) подходы к проектированию обучающей среды, ведущие к общему росту эффективности образования, Приоритет отдается проектной деятельности учителя;
  • способность быстро реагировать на изменения внешней среды и укреплять свои профессиональные позиции;
  • сильная идеология (методология) при определении стратегии организации;
  • мотивированность и лояльность педагогов;
  • полный «портфолио» обучения по каждому учителю;
  • оперативный и прозрачный контроль, результативность и статистика результатов непрерывного обучения;
  • благоприятный имидж школы и повышение ее привлекательности в глазах родителей и общества партнеров.

Сравненительный анализ СНОПК (между прошлым и будущим)

Сравнительный анализ между реалиями СНОПК, унаследованными из прошлого с требованиями современной СНОПК позволяет определить «ловушки», которые следует избегать на пути к современной СНОПК (таблица 1)

Таблица 1. Сравнительный анализ между реалиями-«ловушками» и современной СНОПК
Реалии-«ловушки» СНОПК Современная СНОПК
1 Повышение квалификации учителей ориентирована на подготовку обучающего к интеграции в эпоху индустриальную (частично в эпоху постиндустриальную), базируясь на достижениях научного прогресса начала 19в. – первой половины 20 в. Увязка обучения с требованиями Времени и научного прогресса;
2 Реализация массового компенсаторного обучения, направленного на исправление вузовского «брака» Гармония между индивидуализацией, гибкостью обучения и корпоративным обучением, ориентированным на реализацию стратеги программы развития учебного заведения;
3 Линейная модель с одной координатой – «знать»
Ограничение только знаниями, которые излагаются на формальных курсах
Циклическая педагогическая модель-«петля» : «знать – уметь делать – уметь жить – УМЕТЬ БЫТЬ»;
Формирование профессиональной компетенции.
4 Полное отсутствие согласованности с системой методической работы в школе, с индивидуальным планом развития школы.
Организация методической работы в школе имеет «лоскутковый» характер.
Системная организация методической работы в школе, ее гибкость, инновационность и адаптивность;
5 Выраженная тенденция изменения организационных структур повышения квалификации учителей, при этом сохраняя содержание на знаниевой парадигме обучения, использование, в основном, методов вузовской традиционной педагогики, ограничиваясь использованием компьтера на занятиях, как демнстрационное средство. Изменение содержания в (от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной парадигме), применение методов андрагогики и современных информационных технологий;
6 Жесткая централизованная система, отсутствие выбора, функция директора строго дисциплинарна – обеспечить явку учителя на курсы согласно централизованного графика. Децентрализация и демократизаци, с делегированием ответственности за результат на менеджеров образовательных учреждений;
7 В системе повышения квалификации учителей рассматривается только формальное обучение, которое имеет фрагментарный прерывный характер (один раз в 5 или 3 года) и подход не направлен на непрерывное обучения учитедей. Создание в образовательной учреждении индивидуальной сети формального, неформального и внеформального обучения, которая позволяет сформировать самообучающуюся организацию на основе менеджмента знаний.
Это позволяет организовать непрерывное обучение учителя – ежегодно.
8 Результативность оценивается по анкетированию учителей на этапе завершения формального курса. Не предусмотрен прозрачный контроль и результативность учителя после курсов на рабочем месте. Оперативный и прозрачный контроль, результативность и статистика;
9 Приоритет отдается обобщению передового опыта, изучению отдельных методов и приемов, педагогических частных технологий. Единые (современные) подходы к проектированию обучающей среды, ведущие к общему росту эффективности образования;
Акцент на формирование компетентности учителя по проектированию среды обучения.

Таким образом, сравнительная таблица наглядно иллюстрирует, что существующая СНОПК готовит педагогов для школ, которые, по словам Тоффлера, «поворачиваются назад, к исчезающей системе, а не движутся вперед к возникающему новому обществу. Их значительная энергия направлена на подготовку людей прошедшей индустриальной эпохи, экипированных для выживания в системе, которая перестанет существовать раньше, чем они сами.» (14 ). Во избежание удара о будущее, следует создать СНОПК для эпохи глобализации, а для этого необходимо не только принмать правильные решения на верху, но искать цели и методы в будущем, а не в прошлом и внедрять их массово в педагогическую практику непосредственно через каждого учителя.

Использованные источник:

  1. E. Wenger, Communities of Practice. Learning, Meaning and Identity, Cambridge, Cambridge University Press, 1998.
  2. Признание и ценность неформального обучения в работе с молодежью, Будапешт, Европейский центр молодежи, 1999, стр. 24.)
  3. Рудик Г.А. Информационно-методическое пособие «Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы)». Костанай, 2012. – 96 с.,
  4. Жайтапова А.А., Рудик Г.А., Проскурин В.П. Электронное пособие для учителей и студентов «Компетентностная педагогика – педагогика 21-го века». Алматы, 2008
  5. А. Эйнштейн - Теория относительности.М.,2000, 224 с.
  6. Уилсон Р. Квантовая психология. Киев: «Янус», 1998
  7. Зарождение и становление экологии как науки// электронный источник portal.tpu.ru/SHARED/c/.../lection_ECOLOGY.pp...
  8. Комментарий к посланию Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 2012 года (образовательный контекст). Костанай, 2012. – 49 с.)
  9. Н. Макивелли. ГОСУДАРЬ // электронный источник www.ladoshki.com/9606-books
  10. Непрерывное образование: концепция и реализация // электронный источник www.elitarium.ru ›
  11. Глиньский Б. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 4.
  12. Аксенова О.А. Организация корпоративной системы обучения. Проблемы повышения квалификации кадров и инвестиций в человеческий капитал. - СПб.: Изд-во Политехн. ин-та, 2005.
  13. Зименкова Е.Р. Управление трудовыми ресурсами // США: экономика, политика, идеология. - 2007. - № 7.
  14. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО "Издательство ACT”, 2002. —557, [3] с.
Просмотров: 1648 | Добавил: gheorghe_rudic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
I just hope whveeor writes these keeps writing more!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz