Четверг, 16.08.2018, 23:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр Современной Педагогики "Обучение без границ" (Монреаль, Канада)

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2011 » Апрель » 18 » КАК МЫ ДУМАЕМ СЕГОДНЯ, ТАК БУДЕМ ЖИТЬ ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ
19:06
КАК МЫ ДУМАЕМ СЕГОДНЯ, ТАК БУДЕМ ЖИТЬ ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ
КАК МЫ ДУМАЕМ СЕГОДНЯ, ТАК БУДЕМ ЖИТЬ ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ
Г.А.РУДИК, профессор, доктор хабилитат педагогики,.PhD Центр Современной педагогики, (Монреаль,Канада)
 
ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ:  
  • ЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ (до 1956 г.)
  • СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ (1956-1990гг.)
  • МЕТАСИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ (1990г.- по н.вр)

    ЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ
 Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки и современные методы анализа образования. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей определенных областей в системе и создание пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления,т.к. рассматривает только определенные события в системе . Оно, в основном является интеллектуальным и фокусируется на центрированном внимании. Линейное мышление прослеживается в образовательной политике отдельных стран при модернизации образования на современном этапе. Например, в целостной педагогической системе «процесс-учитель- ученик» рассматривается составная часть «процесса» - содержание, при этом , чаще всего, декларируется компетентностная парадигма в обучение, а в образовательных стандартах излагается «знаниевая» традиционная парадигма (1).
 
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
 
Основателем системного мышления является Джей Форрестер профессор Массачусетского технологического института – 1956 год. . Системное мышление является одним из основных инструментов системного анализа, который базируется на теории систем. Система -- это объект, который поддерживает свое существование и выполняет определенные функции как единое целое благодаря взаимодействию его составляющих. Поведение различных систем зависит не столько от специфики их элементов, сколько от того, каким образом эти элементы между собой связаны. Свойства системы -- это свойства целого. Ими не обладает ни один из элементов. Чем более сложной является система, тем сложнее предсказать ее системные свойства. Системными их называют потому, что они проявляются лишь тогда, когда начинает действовать вся система. Разложение целого на части называется анализом. Посредством анализа приобретаются знания. Построение целого из частей называется синтезом. Благодаря синтезу получается понимание. Когда разбирается система на части и начинается их анализ, система теряет свои свойства. Чтобы понять систему, необходимо рассматривать ее как единое целое, при этом детально анализировать связи. Системное мышление является интеллектуальным и интуитивным, и фокусируется на центрированном и периферийном внимании. Оно рассматривает взаимодействие и изучение внутренних и внешних связей между элементами системы, что дает возможность сделать обзор общей структуры схемы, определить закономерности и циклы в системе и т.п.
 Классическая  микросистемаа система "Педагогика"  состоит из элементов ученик, учитель,процесс и связей между ними.
 
МЕТАСИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
 
Революцию в мышлении на современном этапе совершил мета - системный подход в познании. При метасистемном подходе «интегрирование систем осуществляется по параметрическим множествам независимо от того, имеют эти системы одно множество переменных или нет» (2). При таком подходе - интегрирование осуществляется по множествам переменных в предположении, что все они имеют одно и то же параметрическое множество (2). Метасистемный подход позволяет обнаружить множество важных связей между такими отраслями знания, которые на первый взгляд кажутся никак не связанными друг с другом и с образованием..Метасистемный анализ системы «Педагогика»  включает микросистему (ученик-учитель-процесс), связь ее с системами:  ФИЗИОЛОГИЯ,КИБЕРНЕТИКА,ПСИХОЛОГИЯ,МЕНЕДЖМЕНТи  все системы находятся в координатной плоскости системы ФИЛОСОФИЯ с концепцией ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
Как отмечает Ф. Капра, «социальные сети – в первую очередь сети коммуникативные, использующие символический язык, культурные ограничения, властные отношения и т.д.»(2) Для понимания структуры таких сетей необходимо использовать, с одной стороны, научные достижения менеджмента, , психологии, кибернетики, физиологии, а с другой стороны, философскую концепцию цивилизации на современном этапе –глобализация .
 
АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ
 
Ассоциативные связи между типами мышления и математикой могут быть представлены следующим образом: · Линейное мышление – арифметика; · Системное мышление – геометрия; · Метасистемное мышление – тригонометрия. Время востребовало в образовании решать тригонометические уравнения.... Можно ли разрешить проблемы современного образования, пользуясь только арифметикой? Видимо  Сократ и сегодня живее всех живых:«Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред». (3)
 
ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?....
 
- может потому,что очень высоки амбиции отдельных ученых-реформаторов на местах и властьимущих; 
- может потому, что главенствуют меркантильные интересы ( особенно участие в проектах с иностранными инвистициями);  
- может потому, что забыли учиться, но огромное желание желаем всех учить;
- может потому, что заглушает «набат» реформы образования, прогнозирование и ожидание быстрых и эффективных  результатов, забыв, что в образовании самый короткий цикл – 15 лет;
- может потому, что  канули в лету профессиональная и гражданская ответственность...
 
 ИСПЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Жайтапова А.А.,Г.А.Рудик и др. Педагогика 21-го века на пороге школы.Алматы,2009. с.302
2.Капра Ф. Скрытые связи. М.: София, 2004. с. 336.
3. http://fictionbook.ru/author/veller_mihail/vse_o_jizni/read_online.html?page=2
Просмотров: 1272 | Добавил: gheorghe_rudic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz